Статьи:

» История русской бани
» Как правильно париться
» Комфорт в бане
» Веник в бане
» Мыло в бане
» Мёд в бане
» Массаж в бане
» Напитки и продукты уместные в бане
» Влияние бани на органы человека
» Лекарственные растения и рецепты
» Первая помощь
» Банный лунный календарь
» Абаш – африканский дуб
» Осина
» Лечебные камни
» Про срубы

История русской бани

...В чертоги входит хан младой,
За ним отшельниц милых рой,
Одна снимает шлем крылатый,
Другая - кованые латы,
Та меч берет, та - пыльный щит.
Одежда неги заменит
Железные доспехи брани.
Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане

Влазня, баенка,мыльня, мовня, мовь, – много веков так называли сооружение, о котором сейчас просто говорят – БАНЯ.

Так называется помещение, предназначаемое для омовения всего тела теплою водою. Она всегда составляла одну из необходимых потребностей человека. Начало устройства бань следует искать на Востоке, в самой глубокой древности. Баня как средство для достижения чистоты и опрятности, считающихся добродетелью, предписывается почти всеми религиями Востока. У магометан — Баня с ежедневными омовениями возведена на степень религиозного догмата; у евреев — введена Моисеем и неоднократно предохраняла их от многих болезней. В Китае, Индии и Египте — известна с незапамятных времен как одно из лучших средств для сохранения здоровья. Человк инстинктивно прибегает к омовению тела с целью возбуждения кожи, устранения с нее нечистоты и восстановления жизненной энергии. Вопрос о значении паровых бань был разрабатываем многими учеными, которые признали, что паровая Баня, очищая и возбуждая кожу, поддерживает ее отправления — освежает все тело, увеличивая отделение пота и усиливая кровообращение. У нас под словом Баня обыкновенно разумеют паровую Баня, которая у наших соседей и других народов известна под названием русской бани. Устройство Бань разнообразно: самое простое и вместе с тем первобытное устройство их находим в деревнях. Такая Баня бывает обыкновенно срублена из бревен, иногда впущена в землю до половины, а иногда и крыша покрыта землей. В ней два отделения: первое от входа предназначается для раздевания и называется передбанник, а второе, в котором моются и парятся, составляет собственно баню. Для образования пара устраивается особая печь под названием — каменки. Бедные крестьяне нередко моются в русской печи.

Многими авторами ошибочно считается, что баня по черному связана только со славянами - хотя ее точные корни связаны с народами Поволжья и Урала - славянскими, угорскими, финскими, кочевыми и охотничьими племенами Урала и Сибири, каждое из которых внесло свою лепту в это гениальное коллективное творение.

Затем во время великого переселения часть финских народностей перенесла баню в неизменном виде - баню по-черному, в страны Скандинавии и Европы. Сибирские племена, скорее всего, перенесли баню в Америку, где она сохранилась и доныне в виде бань - темаскаль, в которых парятся вениками из кукурузных стеблей, соединенных с лечебными травами.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатный люд, и простой народ. Помимо своего функционального предназначения, баня играла значимую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день после свадьбы, в этих случаях посещение бани сопровождалось особыми церемониями.

Многие иностранные путешественники писали о русских банях. Немецкий ученый Олеарий (1603-1671 гг.), совершивший путешествие в Московию, писал, что «русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань». «Русские,- сообщает Олеарий,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из - бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал - «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором».

Домашние бани топились один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.

Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Богатые люди и дворяне отдавали предпочтения большим общественным баням и ходили туда ни сколько помыться, а ради пара и общения.

Впрочем, в общественных банях, люди разного возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие «моралисты» того времени считали общие бани главным очагом разврата, доступным для горожан. В то время публичных домов еще не было, а проституция была бытовой, военной и банной. Ни один иностранец, посетивший Россию в 15-17 веках, не обошел молчанием столь «чудного» явления, как совместный помыв мужчин и женщин, что в принципе было обычным и в Европе, их удивляла свобода нравов и отношений при помывке.

По мнению иностранцев, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей каждому цивилизованному, то есть, европейскому человеку. В общем зале бань, промежду всех, работали гулящие девки, именуемые «растиральщицами». Для состоятельных клиентов специально имелись отдельные кабинеты. В обязанности «растиральщиц» входили не только обмахивания клиентов большими ветвями свежим паром (вениками работали мужчины), не только полная помывка, но и прочие радости… Анна Иоанновна пробовала первой разделить бани на мужские и женские, но удалось это только Екатерине Великой. В 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях «мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую» - тем самым баня была сохранена. В это время, в Европе все «моечные заведения» из-за венерических болезней просто закрыли, надолго заставив европейцев, мыться в бочках и корытах «на дому».

Попадая в Россию, европейские врачи просто не скрывали восторга от лечебных свойств русских бань - и, уезжая домой, почти все пытались в Европе строить бани по типу российских.

Вот что писал о русской парной бане в 1778 г. португалец Санчес - врач императрицы Елизаветы Петровны – «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то толико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

И сейчас, путешествуя по Европе, с удивлением то там, то там натыкаешься на указатель с названием местечка несущем в себе слово banya.